10:43 Знакомство с мастером. | |
В 2021 году Тулунскому району – 95 лет! МКУК «Центр ремесел» открывает рубрику «Знакомство с мастером», где будем рассказывать о людях, бережно сохраняющих традиции родного края. Гончар Александр Федоров.
Всем известно, что на сегодняшний день множество людей, работающих в сфере декоративно-прикладного искусства и народных ремесел. Что же такого интересного в этой, такой непримечательной на первый взгляд, профессии? Почему выбирают именно ее и поговорим с мастером гончарного дела. Эти разговоры - самое прямое доказательство, что прямых и легких дорог нет. Мы искренне верим, что нет ничего ценнее опыта, полученного в результате творческого пути, что каждый путь уникален и каждая частная история - важна и поучительна. Сегодня мы с вами посетим Центр ремесел в селе Гуран и побываем в мастерской по гончарному делу «ЧароДея», под руководством Народного мастера Иркутской области Александра Федорова, с целью получить ответы на все вопросы. Здравствуйте, Александр. Не могли бы рассказать нашим читателям, с чего началось Ваше увлечение этим видом народного искусства? С 2004 года работал мастером-преподавателем детской творческой мастерской «Узорочье» на базе Куйтунской районной детской художественной, где занимался с мальчишками резьбой по дереву. Когда в 2014 году у нас организовали гончарную мастерскую, меня это очень заинтересовало. Попробовал работать на гончарном круге, очень понравилось. Быстро освоил эту технику. Теперь с удовольствием работаю над созданием нашей традиционной посуды из глины. Что для Вас значит «традиция», «традиционное ремесло», считаете ли Вы вид творчества, которым занимаетесь, традиционным? Традиционным я считаю то ремесло, которое на протяжении веков передавалось из поколения в поколение, бережно сохраняя все его секреты, приемы, технологии. И, конечно же, гончарное ремесло одно из них. Это одно из древних, наверное, даже одно из первых ремесел, появившихся на земле. Посуда нужна была во все времена. И, практически, ничего не изменилось в ее изготовлении за многие столетия. Гончарный круг, глина, вода, огонь – это все, что нужно для этого.
Почему решили этим заняться, что способствовало? Интерес к народному творчеству пришел совсем неожиданно. Когда учился в Ангарске в профессионально техническом училище, меня пригласили на прослушивание в областной народный ансамбль «Родники Сибири», который занимался на базе этого училища. Через полтора года я попал в основной состав и даже участвовал в заграничных гастролях ансамбля. Я до сих пор с благодарностью вспоминаю руководителей этого коллектива, которые в буквальном смысле открыли нам глаза на нашу богатейшую народную культуру, привили нам любовь к русским народным песням и танцам. Занятия в этом ансамбле не только отвлекли нас, подростков, от всего негативного, что можно было встретить на улице в лихие девяностые, но и изменили наш внутренний мир. После окончания училища я не смог найти работу, уехал в сельскую местность, начал работать разнорабочим в школе. Руководство заметило, что я хорошо работаю с древесиной, мне предложили попробовать заниматься с мальчишками резьбой по дереву. Можно сказать, что учился вместе со своими учениками. Прорезная, геометрическая резьба. А потом как-то незаметно перешли к макетированию. Мальчишки делали работы попроще, а я начал изготавливать модели русского деревянного зодчества. Особенно интересовала архитектура русского севера. Часовня из деревни Вигово, Успенская церковь из Кондопоги – это Карелия, из Сибири – проезжая башня Илимского острога, крепость «Мангазея» в Туруханске. Все это вывозилось на областные выставки. В 2014 году в художественной школе, на базе которой работала наша мастерская, закрыли все мастерские, где работали мастера без педагогического образования. Меня не спасло даже звание «Народный мастер Иркутской области», которое я получил в 2011 году. В это время на базе общеобразовательной школы в селе Барлук организовали работу гончарной мастерской, и я очень быстро и с большим удовольствием освоил новое ремесло, начал заниматься с учениками.
Сложно было обучиться этому ремеслу? Для меня сложно было освоить первое ремесло. По резьбе по дереву есть много литературы и, если руки растут откуда надо, и есть хоть какой-то художественный вкус и терпение, то научиться этому не сложно. По-другому обстоит дело с созданием моделей архитектурных форм. Здесь самому пришлось придумывать всю технологию. Очень помогли книги заслуженного архитектора РСФСР, исследователя и реставратора русского деревянного зодчества А.В.Ополовникова. Знакомство с глиной тоже началось с литературы, затем съездил, поучился у иркутских керамистов. Очень помогла и помогает сегодня в работе моя мама, Марина Анатольевна, педагог дополнительного образования, которая и организовала работу гончарной мастерской. Самым сложным для меня было освоить работу на гончарном круге. Пришлось немало попортить глины, прежде чем она стала послушной. Кстати, у нас и программа занятий с детьми так и называется – «Послушная глина».
Приходилось ли вам искать дополнительную литературу, советоваться с другими мастерами, пробовать внедрять свои наработки? Сегодня, имея уже достаточный опыт работы с глиной, иногда приходится обращаться к специальной литературе. Но гораздо больше дает общение с коллегами, такими же гончарами и керамистами. Как правило, они охотно делятся своим опытом и некоторыми секретами своего мастерства. Самым сложным в работе было найти свою нишу, свой стиль в работе. Хотелось, чтоб это было и традиционным, и в тоже время чем- то своим, узнаваемым, а не копированием чужих работ. Сколько времени уходит на создание одного изделия? Гончарное ремесло достаточно трудоемко. Начиная от поиска и заготовки глины, ее подготовки к работе. Затем начинается творческий поиск новых форм, а точнее не начинается, а идет постоянно. Само изделие делается на круге достаточно быстро, много времени уходит на сушку изделий и их обжиг. Высыхает изделие за несколько дней плюс сутки на обжиг. И еще время на декорирование. В чем сложность ремесла, которым вы владеете? Сначала сложным было приобрести хороший гончарный круг и печь для обжига. Начинали с маленьких, учебных. Сейчас у нас все это есть. И вообще у нас сегодня прекрасные условия для работы в Центре ремесел села Гуран Тулунского района, куда мы недавно переехали. Пожалуй, самая большая трудность – в реализации наших изделий. Мы ведь не только обучаем желающих, участвуем в выставках и конкурсах, но и должны делать изделия на продажу. А не все понимают, что наша посуда, во-первых, ручной работы, а во-вторых из природного, экологически чистого материала, и предпочитают дешевые изделия из сомнительных материалов из того же Китая. Что лично вам дает эта творческая работа? Я счастлив тем, что моя работа – это мое увлечение, мое хобби. Сегодня мне трудно даже представить себя в другой профессии. Я всегда с гордостью говорю: «Я - ремесленник». Для меня это человек профессионал, что-то создающий своими руками. Я рад, что в Центре ремесел, где я продолжаю свою творческую деятельность, востребованы мои умения. В настоящее время у нас реализуется проект «Виноградовское подворье», победивший во всероссийском конкурсе проектов «Культурная мозаика». Мы создаем интерактивный детский парк, где есть территория сказок и где я, как имеющий опыт работы по традиционной архитектуре, занимаюсь строительством водяной мельницы, избушки на курьих ножках и пр. Кроме того, есть идея создания кузницы, а это еще одно ремесло, которое для меня очень интересно, и в котором я уже пробовал свои силы. В тоже время я продолжаю работать в гончарке и получаю от всего этого большое моральное удовлетворение. Люблю наблюдать на своих мастер-классах, сколько удивления и восторга в глазах людей, наблюдающих, как из куска глины за несколько минут получается крынка, горшок или кувшин. Как дети удивляются и рвутся посидеть за кругом, что-то сделать, думая, что все это так легко и просто. И, конечно, радует, когда твои работы высоко оцениваются другими мастерами и профессиональным жюри на выставках и, где мы регулярно принимаем участие.
Как вы считаете, важно ли сегодня развивать этот вид творчества, передавать его другим людям? Почему? Я считаю, что нужно обязательно возрождать, сохранять наши традиции и ремесла. Это наша история, это история нашей культуры, наши корни. И не просто сохранять, а приобщать к народной традиционной культуре наших детей и молодежь. Вы обучаете своему ремеслу других людей? Сложно ли это делать? Наработали какие-то свои подходы? В нашем Центре ремесел мастера регулярно проводят занятия с детьми и всеми желающими. Кроме того, мы регулярно проводим выездные мастер-классы и всегда желающих поработать на гончарном круге очень много. На занятия к нам ходят как ученики, так и взрослые и пенсионеры. Радует конечно такой интерес к народным ремеслам, это хороший стимул к дальнейшей работе.
Что нужно, чтобы ваше ремесло стало более популярным, востребованным? Я думаю, что для того, чтобы наше ремесло было более популярно и востребовано, нужно организовать работу как можно более многочисленных кружков и студий. Нередко приходится слышать от людей слова сожаления о том, что у них в территориях, в поселениях нет таких ремесленных мастерских. А для их создания конечно нужна материальная база и специалисты. Вы проводите выставки своих работ? Получали награды за свои работы? Для популяризации ремесел мы регулярно участвуем в выставках, ярмарках, форумах, конкурсах народного творчества различного уровня. Очень радует большое количество творческих людей, участников этих мероприятий, и большое количество людей, посещающих эти праздники народной культуры. Изделия, созданные в нашей мастерской, достаточно высоко оцениваются на этих мероприятиях. У меня много грамот и дипломов с благодарностью за участие и как лауреата первой и второй степени или обладателя гран-при. Какой совет Вы можете дать специалистам декоративно-прикладного искусства? Совет я бы дал, наверное, один: нужно искать свои техники, методы, приемы, чтобы мастер был отличим, а не сливался с массой, чтобы вещи мастера узнавались и несли традиции русских народных ремесел и декоративно-прикладного творчества. Елена Лисицкая
| |
|
Всего комментариев: 0 | |