script src='https://pos.gosuslugi.ru/bin/script.min.js'>
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Главная » 2021 » Февраль » 25 » Знакомство с мастером.
05:04
Знакомство с мастером.

Мастер лозоплетения Оводнев Геннадий Дмитриевич

Мастер по лозоплетению Геннадий Дмитриевич рассказал нам, как пришел в народные ремесла, чем привлекло занятие творчеством и что интересного в этой увлекательной профессии.

– Самый дружественный человеку материал – дерево, – уверен Геннадий Оводнев, мастер лозоплетения из Центра ремесел Тулунского района – И у каждого человека своё дерево, которое дарит ему силу, энергию. У кого – сосна, у кого – осина… а меня вот ива вдохновляет.

Геннадий Дмитриевич родился в с. Натка Тулунского района. Когда исполнилось 5 лет, вместе с родителями переехал в г. Ангарск, где закончил среднюю школу, а после поступил в Тулунский совхоз- техникум на отделение агрономия. После окончания получил распределение в с. Манут, где работал агрономом отделения, оттуда и ушел в армию. Служил в г. Улан – Батор (Монголия). После армии уехал в Жигаловский район в с. Знаменка, работал главным агрономом, там и встретил свою единственную и любимую, с которой посей день идет рука об руку много лет. Вместе решили вернуться на его малую родину и продолжить выращивать хлеб на Тулунской земле. Так и работал агрономом Геннадий Дмитриевич, до распада колхоза «Знамя Ленина» в селе Гуран. В марте 2002 года Геннадий Дмитриевич пришел работать в Дом народного творчества (Центр ремесел) в селе Гуран мастером по лозоплетению, работал и учился одновременно у местных мастеров навыкам ремесла.

– Геннадий Дмитриевич, скажите, у вас в роду кто-то занимался плетением из лозы?

– Насколько помню, не было таких. (Улыбается). Может, кто-то из предков и был мастеровым, но в очень давнем прошлом… А почему я решил заняться плетением, откуда ко мне пришло такое желание, и сам не знаю. Просто внутри что-то зажглось. Вдохновение, наверное,... и материал полюбился.

- Как вы пришли в ремесло?

Однажды предложили попробовать плести из лозы. Нужно было растить четырех дочерей и оставаться опорой для семьи, не смотря на экономические трудности в стране. Представление об этом деле у меня было далёкое. Ни опыта, ни знаний, ни помощи со стороны. Это было зимой. Съездили, нарубали во-о-от таких толстенных палок. А что с ними делать-то? Купили специальные книги, выписали литературу. И начали методом проб и ошибок осваивать ремесло. Теперь же это дело для меня и хлеб, и занятие для души. Оно жизнью моей стало.

– Помните свои первые изделия?

–Конечно помню, это были корзины, для меня они дорогие и потому красивые. Но с высоты приобретённого уже опыта вижу – очень корявые…Помню, не получалась косичка. За голову хватался: «Как она плетется-то?». Но не отступил… Тогда в ДНТ работал Алексей Кислинский, он показал мне азы лозоплетения, а дальше поставил себе цель научиться плести из лозы. А это значит, что нужно было не только в рабочий день заниматься, а каждый день и с утра до вечера. Уверен: если поставить себе чёткую цель, то она достижима.

Лозу мастера заготавливали вокруг села Гуран, транспорта не было, приходилось ходить пешком. Раньше много чего плели из лозы. Забвение этого ремесла пошло в семидесятые года прошлого века, когда пришёл пластик. Но, в последние годы лозоплетение стало возрождаться. В основном, конечно, оно имеет декоративную цель. Но сохранилось и практическое его значение. Например, Геннадию Дмитриевичу часто заказывают мебель. И правильно: это же экологически чистый продукт! Плетет кресла - качалки, столики, стулья, подсветочники. Здесь нужно высокое мастерство. Есть своя технология изготовления кресла – качалки, особый угол качания. Многое приходиться реставрировать, особенно мебель китайского производства.

– Как долго могут служить плетёные вещи?

– Мебель 20-30 лет служит превосходно. Корзины поменьше. Но есть корзины, изготовленные еще в советское время. Конечно, в них кое-где что-то отломилось, где-то протёрлось – дерево есть дерево. Но в целом корзины были вполне пригодны к использованию. Так что, если бережно к вещи относиться, долго может служить.

– В обиходе пользуетесь твореньями рук своих?

– Конечно. За грибами да за ягодами только со своими корзинками.

– Разновидностей ивы много. С какой вы работаете?

– Да, ив более 100 видов. В принципе, плести можно из всех. Я сейчас пользуюсь дикой ивой. Самое главное, чтобы в материале была гибкость и упругость, в нашем регионе срок созревания маленький, сердцевина не успевает вызревать поэтому хрупкость лозы, особенно в сырое лето.

– Не жалеете, что увлеклись этим делом?

– Единственное, о чём жалею, что поздно в этом деле себя нашёл. Каждый день у меня вдохновение какое-то. Уже на «излишки» у меня нет времени. Жалко на это тратить время. А вот когда плету, не спешу, вообще не замечаю времени… Конечно, на корзинках сильно не разбогатеешь, но так приятно, когда приходят люди и говорят: «Спасибо за корзинку, до сих пор пользуюсь… Спасибо за кресло, сижу в нём зимой и вспоминаю лето, чувствую тепло твоих рук».

– Что самое интересное в Вашей работе?

- Большой интерес у меня вызывает увидеть конечный результат моих трудов. Но самым ценным является та реакция, которую я вижу на лицах моих заказчиков после получения изделия, полностью соответствующего их требованиям.

– Позволяет ли Ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя?

- Лозоплетение очень хорошо раскрывает творческие способности, от них зависит, каков будет конечный результат. То, как я вижу, что в конце должно получиться, не может быть слишком простым, ведь каждый мастер должен быть уникален в своём деле.

Самое сложное в лозоплетении для Геннадия Дмитриевича, это плести изделия восточным узелком, где требуется выдержать форму изделия. Но и это по плечу опытному мастеру. На выставках разного уровня представляет изделия, выполненные в этой технике. Можно долго смотреть на работу мастера, в руках прутья только мелькают.  На глазах вырастает ивовая красота. Мастер подбадривает:

- Не все сразу. Нужно время. Усидчивость, терпение. Я поначалу освоил основные техники. Теперь вот плетение восточным узелком - очень красиво получается, объемно, выпукло. Мало кто в этой технике работает. Что-то свое привношу. Идей и планов - море.

- Расскажите о своих учениках – подмастерьях?

- Со мной работает вот уже более 10 лет моя дочь Татьяна, мы вместе проводим занятия для желающих в Центре ремесел и вместе выезжаем на выставки, где представляем свое творчество. Татьяна от меня не отстает, но больше любит плести корзины и вазы, плетением мебели еще не увлеклась. 

Второй мой ученик, уже бывший, который сам уже преподает лозоплетение, это Народный мастер Иркутской области Александр Асаёнок.

В основном ко мне приезжают на занятия возрастные уже люди. Вот к примеру, на протяжении 4 лет у нас обучаются замечательные, трудолюбивые женщины: Валентина Лопатко, Тамара Толоконникова, Валентина Заяц из города Тулуна. 

  Увлечение Геннадия Дмитриевича сегодня не просто любимое занятие. Уровень мастерства, изобретательности и любви к творчеству - ремеслу можно смело назвать профессионализмом! Работы мастера говорят сами за себя. За плечами Геннадия победы в международных, областных, районных выставках, конкурсах. Осмысливая нашу встречу с Геннадием Дмитриевичем, я пришла к выводу, что не все в наше время подчинено материальному мерилу. Есть люди, пусть их и немного, которые заботятся не только о еде, жилье, одежде или новой машине. Им ведомы более высокие категории. Например, как сохранить нажитые веками традиции, как передать новым поколениям секреты народных художественных промыслов. И пока в наших селах живут такие мастера, будет жива и самобытная культура.

 

Елена Лисицкая

Просмотров: 464 | Добавил: saha-am13 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar